цитата: |
Троянская война (та, что была в середине 13 века) более удачна для ахейских царств - Труиса-Вилусия становится вассалом Аххиявы. В новой войне с Хатти, в третьей четверти 13 века, они опять побеждают и распространяют свое влияние на других вассалов Хатти - страну реки Сеха, и пр. |
|
Дело в том, что Троянская война была не в середине XIII века - задолго до падения Хатти и великого переселения народов моря при Рамсесе III, уничтожившего Хатти - а была она в начале XII в. и была она в точности началом этого самого великого переселения народов моря. Помещение Тр.в. на правление Тудхалиаса IV - это старая и давно опровергнутая идея Блегена, хоть и популярная у нас благодаря В.Л. Цымбурскому, причем и для времени самого Блегена идея эта была произвольная .
См. подробности:
Barnett. R.D.TheSea Peoples // CAH 3ed. Vol. II. 1975. Part. 2. P. 359-371
Немировский А.А. К вопросу об отражении анатолийского этнополитического переворота
начала XII в. до н. э. в греческой традиции // Античность: общество и
идеи. Казань, 2001. С. 6-19 (есть в сети:
http://www.soros.ksu.ru/kafedra/antidei/n1.htm )
Немировский А.А. «Троянская дискуссия» в историографической перспективе: возможен ли определенный результат? // Studia historica. II. М., 2002. С. 14- 43
Сафронов А.В. Упоминание о войне на северо-западе Анатолии в надписях Рамсеса III // ВДИ 2006, 4.
(есть в сети:
http://rapidshare.com/files/20406168/Article_Safronov.pdf.html. )
Последняя работа, кроме прочего, содержит важную коррекцию к предыдущей (и ко всей предыдущей дискуссии по теме), т.к. А.В. Сафронов, лично проверив надпись Рамсеса в Мединет-Абу о событиях его 5-го года (ок. 1193 г. до н.э., как в последние несколько лет окончательно выяснилось), уточнил ее по сравнению со всеми предыдущими публикациями и установил, что стоит там следующее: "Северные чужеземные страны сотряслись во (всех) своих частях, а именно/особенно пелесет (пеласты), теккер (тевкры) [и турша]. Их страну разорили".
Между тем и пеласты (фракийцы Стримона-Палестиноса), и тевкры - основное население "Троады" (области Илиона), и турша - жители исторической Труисы ("Трои"; слилась с Илионом в позднейшем греческом эпосе) - в описываемое Рамсесом время это все подданные Илионской державы Приама. Таким образом, речь у Рамсеса идет о том, что страну этих трех народов - т.е. Илионскую державу - кто-то разорил, и потому они - как описано далее - тронулись с места. Вот это "разорение" и есть точный коррелят Троянской войны, как предполагали издавна и чему я приводил новые аргументы в своих упомянутых выше работах.
в РИ среди палеобалканских племен на Балканах к сер. XIII в. были следующие группы: первые носители термина "фригийцы" (собственно, "фрюги", Phryges) - это племена асканиев и берекинтов, где они точно жили, сказать трудно; племена бригов в воточноцентральной совр. Болгарии, ближе к морю; битины и тины ("вифины и фины") на побережье совр. Болгарии; группа племен с общим названием "мюс", от Стримона вглубь совр. Болгарии; среди племен "мюс" или в ассоциации с ними размещались пеласты, они же стримонии на Стримоне (второе название Стримона - Палестинос) ; пеоны в верховьях Стримона; мигдоны в районе Македонии, возможно, тоже входившие в общзность "фрюгов", и мн. др. Всех их могли в широком смысле звать "фракийцами"; какие именно племена назывались "траками" ("фракийцами", Thrakes) в собств. смысле слова, неизвестно.
Далее в РИ пошло:
В сер. XIII в. аскании, берекинты, часть мигдонов и часть мюсов переселились в Северо-Западную Анатолию и позднее подчинялись Илиону. Аскании, берекинты и переселившиеся мигдоны рассматривались как "фригийцы". У Тудхалиаса IV они, по меткой догадке Герни (совершенно напрасно оспариваемой Гиндиным-Цымбурским, которые в данном случае толкую термин "Ассува" прямо поперек тексту) обозначаются как "Ассува".
Другая группа фригийцнв с Балкан проиникает в Южную Грецию, - из ее среды там выходит династия Пелопидов, вскоре овладевающая значительной частью Южной Греции и эллинизирующаяся.
Ок. 1240 следует вспышка ахейской экспансии в Западной Малой Азии: по эпосу Геракл громит Илион и убивает Лаомедонта.
Ок. 1230 разворачиваются кампании Тудх. по восстановлению хеттской власти на Западе Анатолии. Он отбросил войска царя Аххиявы, пытавшиеся помогать против хеттов Стране Реки Сеха (ср. греческие предания о походах Геракла против амазонок*) , и разгромил Илион (Вилусу) и союзное ему фригийское образование при р. Сангарий (Ассуву). Этот разгром запомнился широко: еще Гомер в «Илиаде» упоминает неудачную войну Илиона и союзных ему сангарийских фригийцев против амазонок в дни молодости Приама*.Заодно Тудхалиас побил Таруису (протоэтрусков-турша) и еще очень много кого.
*малоазиатские амазонки были в греческих преданиях о героическом веке стандартным замещением реальных хеттов.
Ок. 1220 года рушится "Великое Царство Аххиява" в Элладе (его центр-гегемон не Микены, а Фивы, см. подробно
http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=anc;action=display;num=1181053488 ) , так как Арголида поднимается против Фив и чуть их не уничтожает, но в любом случае Фиванская гегемония ликвидирована (через 10 лет Арголида так-таки добивает Фивы).
Ок. 1220 - Мернептах отбивает ахейцев-акайваша; ср. в греческом эпосе предание о набеге Геракла на Египет.
В конце XIII в. до н.э. Пелопоннес был опустошен нашествием с севера («первое вторжение Гераклидов» в эпосе, первое падение микенских дворцов в археологии) - главной силой севернян были иллирийцы-гиллы, впоследствии их эпоним Гилл приписывался в сыновья Гераклу.
После чего ок. 1200 г. микенский царь Агамемнон (из дома Пелопидов) сплачивает вокруг себя ахейских царей. Ок. 1195 г. ахейская конфедерация двинула флот на Запад Малой Азии и напала на Илион; началась «Троянская война» греческих эпических преданий. Судя по греческому эпосу, на помощь Илиону какой-то контингент, возможно, прислали и хетты.
Примерно тогда же (по преданию, на исходе Троянской войны) южнобалканские племена пеластов, принадлежавшие к общности фрако-фригийских «мюсов»-«мушков» или ассоциированные с ними устремились в северо-западную Малую Азию и оказались недалеко от Илиона. В эпической традиции их именуют фракийцами царя Реса с реки Стримона. Страбон этот поток называет "мисийским", то есть мюс/мушкским. То, что Стримон исконно назывался Палестиносом, указывает на то, что среди этой группы и были пеласты-пелесет-филистимляне.
В результате неясных нам точно военных столкновений всех этих сил на северо-западе полуострова произошло следующее:
ахейцы Агамемнона разгромили Илион (археологически это гибель Трои VIIа), но большая их часть после этого вернулась в Грецию, не пытаясь закрепиться в Малой Азии;
- племена «мюс» двинулись опустошительным нашествием вглубь Анатолии на восток, в коренные области Хеттского царства (в науке этот поток принято именовать «восточными мушками», с использованием переднеазиатского написания этнонима этих «мюсов»); они заселили коренные области Хатти и дошли к 1165 до Верхнего Евфрата.Часть мигдонов, кстати, в эту пору переселений была унесена к тому же Верхнему Евфрату и в итоге осела у Верхнего Тигра в верхнемесопотамских горах Тур-Абдин (их ассирийцы тоже именовали "мушками"). Они выжили и дожили там до античности, но именовались впоследствии не "фригийцами", а лишь собственно "мигдонами" (Мигдония с центром в Нисибине).
- на северо-западе Малой Азии сраху после падения Илиона сформировалась коалиция, куда вошли и какие-то ахейские контингенты победителей Илиона, и побежденные жители Троады - тевкры, и пеласты, и представители других балканско-эгейских народов (греческая историческая традиция называет этот конгломерат «сбродом» и считает, что возглавляли его ахейские вожди Калхант и Амфилох) - как воины, так и гражданское население. Египетские надписи описывают эту коалицию как «северян со своих островов» (упоминая среди них «дененов», то есть данайцев - ахейских греков, «пелесет», то есть пеластов, «теккер», то есть тевкров и др.), а современные ученые именуют ее «народами моря». Вся эта масса двинулась в поход на восток, по Западному и Южному берегу Малой Азии, остальное коллегам известно.
Египетские надписи приписывают этим "северянам с островов" сокрушение Хатти. Трудно сказать, что при этом имеется в виду из трех возможных вариантов:
а) один поток переселенцев (мушки) пошел на восток и занял центр. Хатти, а другой (собственно "народы моря") пошел по побережью и разгромил где-то к югу от Тавра царя и армию Хатти, те погибли, и именно это воспринималось египтянами как сокрушение Хатти;
б) поскольку общность, кодируемая как фракийцы Реса, была разом и пеластская, и "мушкская" ("мисийская"), то получалось, что мушки, разгромившие Хаттусу, и должны были для египтян представать как пеласты, потому взятие ими Хаттусы воспринималось и описывалось египатянами как деяние "северных народов", перечисленных ими (в т.ч. пелесет), независимо от того, что эти громители Хаттусы принадлежали к иному из расходящихся в разные страны потоков мигрантов с Балкан, чем тот поток, что обрушился на Египет.
(в) = то же, что (б), но египтяне исходят не из связи мушков - громителей Хаттусы с пеластами-пелесет, а просто ассоциируют все потоки мигрантов в одно явление.
На Египет, собственно, напали два потока мигрантов из циркумэгейского ареала: на 5-м году Рамсеса - беженцы из державы Приама - теккер-тевкры, пеласты-пелесет и турша-протоэтруски, -
а на 8-м, уже из Палестины, колалиция из другой группы пелесет-пеластов, ахейцев-данайцев-дененов и пр.
Обсуждаемую в треде АИ было желательно скорректировать с учетом этой РИ.