Седов пишет:
цитата: |
По поводу 16" орудий - а когда они будут готовы ? |
|
Еще до войны достаточно далеко продвинулись
Вот цитата из Виноградова, "Последние исполины"
Тогда же, в начале 1914 г., Морское министерство вплотную приступило
к развертыванию проектных и исследовательских работ по будущим
линкорам. Для разработки их артиллерийского вооружения была
составлена программа экспериментальных работ, в которой на первом
плане стояло изготовление опытной пушки. 15 февраля 1914 г. начальник
артиллерийского отдела ГУК вице-адмирал В.К. Гирс обратился в
правление Обуховского завода с отношением о выдаче заводу, в соответствии
с полученной санкцией товарища морского министра М.В. Бубнова,
наряда на "изготовление 16" орудия в 45 калибров длиной из хромоникелевой
стали по заявленной заводом цене 212 тыс. рублей, при
условии изготовления его не позднее ноября 1915 г." Прилагался чертеж орудия № 44120 и указывалось, что "предел упругости материала
внутренней трубы, цилиндров и кожуха должен быть как на нем
указано. Затвор к этому орудию может быть изготовлен по типу, предложенному
заводом к 14" пушке".15
Наряд за № 8310 был выдан заводу 28 февраля 1914 г. После получения
его завод не мешкая принялся за дело. Уже в начале марта была
отлита болванка самой ответственной части орудия - внутренней трубы.
До начала войны успели сделать отливки всех скрепляющих цилиндров
и замка. Однако вскоре после начала боевых действий выяснилась
значительная нехватка полевой артиллерии в русской армии, и поэтому
часть заводов Морского министерства получила задания на изготовление
сухопутных орудий. Был составлен перечень непервоочередных
заказов флота, перенесение сроков которых давало возможность высвободить
на Обуховском заводе почти 8 тыс. т металла в литой болванке
для исполнения срочного заказа армии на 400 48-линейных гаубиц и
400 42-линейных полевых пушек. В основу этого перечня были положены
расчеты артиллерийского отдела ГУК о минимальных потребностях
артиллерийского производства для вооружения находящихся
только в высокой степени готовности судов флота орудиями всех калибров.
Б соответствии с составленным списком, срок окончания изготовления
опытного 16" орудия для подачи его на полигон был установлен
на 1 июня 1916 г. В перечне, датированном 10 июня 1915 г., отмечалось,
что внутренняя труба этого орудия и скрепляющие цилиндры к
нему уже откованы.16
Дальнейшее движение заказа на 16" пушку прослеживается по от четам
артиллерийского приемщика ГУК при Обуховском заводе, сохранившимся
до конца 1916 г. Из месяца в месяц в графе, относящейся к
опытному орудию, переходили одни и те же отметки, и только ноябрьский
отчет гласил, что все поковки за исключением двух были
"приняты по металлу".17 Отливка же для кожуха сделана так и не была.
16 октября 1916 г. ГУК была утверждена новая "Программа подачи
ОСЗ орудий для Морского ведомства на 1916 и 1917 гг.". Ею предписывалось
"закончить орудие по мере остающейся свободной производительности
завода".18 Совершенно ясно, что на фоне общего быстрого
ухудшения ситуации в стране дальнейшие работы по этой пушке в
1917 г., а тем более в последующие годы не проводились. Детали ее
теряются во мрачной глубине надвигавшихся на Россию тьмы и хаоса, и
последняя их участь неизвестна.
Одновременно с заказом в начале 1914 г. опытного 16" орудия Обу-
ховскому заводу, ГУК предложил заказать второе подобное орудие зарубежной
фирме. Причиной этого предложения послужила появившаяся
в те годы идея лейнера. Некоторые английские и американские заводы,
производившие тяжелые морские калибры, начали в то время
работы по исследованию возможности изготовления орудий не с одной,
а с двумя внутренними трубами. При этом нарезанная внутренняя труба
вставлялась в холодном виде и была сменной. Колоссальная мощность,
развиваемая крупнокалиберным орудием при выстреле, вела к быстрому
износу ствола, после пятидесяти первых выстрелов начинался интенсивный
разгар его канала, а после 150-200 выстрелов орудие вообще
требовало замены, поскольку дальность стрельбы и особенно точность
ее падали настолько, что делали применение его бесцельным. При
использовании орудий с несменным каналом приходилось иметь на каждый
корабль в береговых арсеналах полный комплект запасных орудий.
После износа ствола меняли целое орудие, что было дорогим и
долгим делом. Использование лейнера, таким образом, позволяло достичь
намного более дешевого и простого обновления орудий. Вопрос
этот, ввиду планируемого большого количества крупных орудий на
флоте и быстрой их изнашиваемости приобретал очень важное значение.
20
Используя хорошие отношения, установившиеся с известной британской
фирмой "Виккерс", Морское министерство приняло решение о заказе этой компании опытного 16" орудия со сменным каналом. Посредником,
в связи с существовавшим положением о строительстве нового
флота в России, должно было стать Русское Акционерное общество
артиллерийских заводов. 16 апреля 1914 г. морской министр вошел в
Совет министров с представлением о разрешении этой сделки, и 24
апреля последний, рассмотрев этот вопрос, решил его положительно.21
Вскоре состоялось подписание контракта между Морским министерством
и РАОАЗ, где отмечалось, что "орудие крайне необходимо уже в
начале следующего, 1915 г., для установления типа 16" снарядов
опытным путем, т.к. только после этого возможно было окончательно
составить технические задания и произвести заказы боекомплекта
предполагаемых к постройке кораблей".
После обмена телеграммами между РАОАЗ и "Виккерс" стоимость
орудия была окончательно установлена в 27 тыс. фунтов стерлингов,
поэтому цена заказа, заявленная Морскому министерству, выразилась в
сумме 295 тыс. рублей. В эту сумму, кроме стоимости орудия, была
включена доставка к набережной русского порта, указанного Морским
министерством, таможенная пошлина и испытания на полигоне фирмы
семью выстрелами английскими снарядами, но русским порохом.
При принятии достаточно технически сложного заказа, заключавшегося
в изготовлении самого крупного до сих пор в практике фирмы
орудия, кроме того еще и нетрадиционной конструкции, компания поступала
гораздо более дальновидно, нежели просто соблюдая разовый
коммерческий интерес. Руководство "Виккерс" хорошо понимало, что
тогдашняя конструкция британских тяжелых орудий, при которой ствол
скреплялся высокопрочной проволокой, рано или поздно исчерпает
себя. Поэтому англичане охотно взялись за изготовление скрепленного кольцами 16"/45 опытного орудия, справедливо полагая, что приобретенный
при его производстве и испытаниях опыт может оказаться неоценимым
в ближайшем будущем.
В соответствии с договором, проект орудия по техническим заданиям
ГУК должны были разработать инженеры фирмы "Виккерс". По соображениям
секретности это орудие в переписке фигурировало как
"15" пушка в 45 калибров длиной", англичане именовали его также и
как "15" модель A" ("15-inch Pattern А"). Спроектированное орудие имело
такой же вес, как и пушка Обуховского завода, но расположение
скрепляющих цилиндров было несколько иным. За счет этого конфигурация
британского образца отличалась от русского.22
В начале мая 1914 г. ГУК командировал в Шеффилд на артиллерийский
завод фирмы "Виккерс" помощника начальника артиллерийского
отдела генерал-майора Е.А. Беркалова. В его задачу входило подробное
ознакомление с британскими технологиями производства тяжелых калибров,
а также рассмотрение проекта "15" модели А", к составлению
которого в срочном порядке приступили инженеры компании. После
обсуждения некоторых технических вопросов были согласованы чертежи
орудия, которые Е.А. Беркалов в июне привез в Россию, где они и
были окончательно утверждены ГУК в конце июня того же года.23
После начала в августе 1914 г. боевых действий и вступления Англии
в войну, британское Адмиралтейство начало осуществлять жесткий
контроль за деятельностью компаний, изготавливающих вооружение.
Было отменено большинство иностранных заказов, а законченные
предметы вооружения реквизировались для нужд национальной обороны.
24 Однако заказы русского союзника предполагалось полностью исполнять,
но не в ущерб английским, т.е. во вторую очередь. По этой
причине изготовление 16" пушки было существенно замедлено, и только
в середине июля 1916 г. в ГУК из Шеффилда поступили сведения,
что "...тело орудия будет окончательно готово к 15 августа с.г., и представлено
к осмотру для приема..."25 Для предстоящего испытания этой
пушки англичане построили и специальную платформу для полигона,
полагая также "в будущем на ней испытывать свои 16" орудия, заказ
на каковые ими только что получен от Британского Адмиралтейства и
Канады".26
Однако испытание орудия сильно задерживалось неготовностью
стальных практических снарядов, разрешение на изготовление которых
последовало от Адмиралтейства только в середине лета 1916 г. Готовность
их ожидалась в марте 1917 г. Эти снаряды "образца 1913 г.",
спроектированные ГУК специально для опытных стрельб при испытании
16" орудия и его станка, были заказаны компании "Виккерс" в октябре
1914 г. в количестве 100 шт. В итоге все задержки привели к
тому, что испытание "15" модели А" состоялись 22 августа (н.с.) 1917 г.
на полигоне фирмы "Виккерс" в Эскмилз. Данные испытаний полностью
совпали с расчетными. Для 1116-кг стального практического снаряда
при заряде русского трубчатого пороха весом 332 кг была достигнута
скорость 766,5 м/с, что превысило расчетную (758 м/с). Согласно
дальнейшим расчетам, вполне допускалось увеличение веса заряда до
350 кг, при этом начальная скорость могла быть повышена до 793 м/с.
Английские специалисты отмечали, что при использовании стандартного
метательного пороха британского флота - кордита MD45, данные
были бы значительно хуже. Согласно английским данным, конструкция
орудия допускала увеличение длины ствола до 50 калибров. При этом
характеристики орудия приобретали значения, достигнутые другими
флотами в основном лишь ко времени второй мировой войны.27
16"/45 орудие фирмы "Виккерс" в Россию поставлено не было. Конкретная
причина точно не ясна, но вероятнее всего задержка в доставке
произошла в навигацию 1917 г., после же прихода к власти большевиков
и их "отмены царских обязательств" разговоры вообще вести
было не о чем.