АвторСообщение
SerB

модератор
Главный Бронепрапорщик




ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.05 18:14. Заголовок: Черепаший галоп (лунная гонка)


В ноябре 1964 года Генеральный Конструктор Сергей Павлович Королев получил окончательный вердикт конструкторов – разрабатываемая в рамках советской лунной программы суперракета «Н-1» с грузоподъемностью 75 тонн на низкую околоземную орбиту не в состоянии решить задачу экспедиции на Луну в один пуск. Как затем писал Черток в своем труде «Ракеты и люди», Королев выглядел крайне обескураженным.
Тем более, что вновь избранный Генсеком КПСС Брежнев в порядке своеобразной инвентаризации назначил доклад по советской лунной программе на начало декабря.
В КБ было спущено указание: срочно пересмотреть конструкцию ракеты с целью увеличения ПН до 95 -100 тонн. Черновые расчеты были сделаны в кратчайшие сроки. Однако случилось непредвиденное.
Выслушав докладчика, увлеченно повествующего о переходе космонавта из лунного орбитального корабля в посадочный модуль и обратно через открытый космос, Брежнев повел своими уже знаменитыми бровями и заметил: «Напоминает цирк. Хм… Сергей Павлович, а что там планируют американцы? Такую же акробатику?»
Со времен Сталина не прошло и 12 лет и привычка втирать очки (особенно по важным вопросам) еще не успела распространиться. А сухое изложение известных к тому времени фактов о программе «Аполло» прозвучали поразительным контрастом. Не в пользу СССР, что характерно.
После чего из-под нависших бровей прозвучал сакраментальный вопрос: «А почему?»

Это напоминало прорыв плотины. Отсутствие мощных двигателей, неразвитость электроники, отсутствие стендовой базы – все эти частные факты, конечно, прозвучали – но главным было не это. В советской лунной – и вообще космической - программе царил БАРДАК. Три проекта суперракет – Королевская Н-1, Челомеевская УР-700, Янгелевская Р-56, два отдельных проекта по облету Луны на УР-500 (ныне более известной как «Протон» – и по собственно посадке… И все эти дублировавшие друг друга направления финансировались, что размазывало и без того невеликий по сравнению с США «лунный» бюджет.

Вопрос «А что там у американцев?» прозвучал опять. Выяснилось, что имел место забавнейший парадокс – во вполне себе капиталистических Штатах финансирование осуществлялось согласно единому утвержденному Конгрессом правительственному плану, а в плановом СССР деньги выделялись тому, кто первым откроет дверь. Второму и третьему, впрочем, тоже выделялись.

После второго бровастого «А почему?» у Королева прихватило сердце. Но инфаркта удалось избежать.


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 372 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]


Panzer
Последняя надежда ВСДО




ссылка на сообщение  Отправлено: 30.11.05 17:17. Заголовок: Re:


PS пишет:
цитата
Это откуда? Если бы у нас была последовательная схема то это означало бы такое хреновое массовое совершенство, что канализационные трубы казались бы примером.

Все это писал участник работ по первым машинам – от Р-1 до «семерки» Гладкий В.Ф., прочнист.
Материалы были в «Авиации и космонавтике» 8/1998, 11/2002, 9/2003
Как-то я склонен верить такому автору.
Извините за задержку с ответом - проблемы с интернетом.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Mukhin
Величайший АИ-Хронолог


ссылка на сообщение  Отправлено: 30.11.05 17:35. Заголовок: Re:


OlegM пишет:
цитата
Между собой города соединяются магистральным оптоволокном


Я не в курсе - а это технологии каких лет?

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Andreev





ссылка на сообщение  Отправлено: 30.11.05 23:59. Заголовок: Re:


Mukhin пишет:
цитата

Я не в курсе - а это технологии каких лет?


В начале 1990х пошли в массы.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
OlegM
Пожизненный Президент Сибирской Демократической Революции, Партиарх Автокефальной Малороссийской Православной Церкви




ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.05 00:35. Заголовок: Re:


Mukhin пишет:
цитата
Я не в курсе - а это технологии каких лет?

Ну... кх... кх... это смотря как посмотреть. В принципе и лазер и оптоволокно имели место быть в конце 60х вот только использовать их для передачи данных ЕМНИП стали гораздо позже - не было необходимости перегонять такие обьемы информации + не было достаточно быстрой электроники чтобы быстро информацию считывать. Но в принципе если захотеть... Думаю в 1980-85 проблему решить можно. Именно поэтому в СССР-2005 мы начали с Алферова. Его нобелевка это арсенид-галиевые полупроводники т.е. современная СВЧ электроника...

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Виталий
Эмир Бухарский и Владетель Сибирии




ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.05 04:26. Заголовок: Re:


Mukhin пишет:
цитата
Я не в курсе - а это технологии каких лет?

Экспериментальные рабочие образцы имхо были в начале 80х. Может чуть раньше. Помню в школьные годы смотрел журнал перед фильмом. Именно про прогрессивную лазерно-оптоволоконную связь.
OlegM пишет:
цитата
4. на ЛЕНТЕ гигабайты. По памяти на обычную видеокассету влазило порядка 2 Гб. Но время доступа...

Первоначально на видеокассету (Амстрам, вроде) - порядка 1,1 Гб. Потом уже уплотнили запись до двух.
НА бобине -- не помню, но всяко мегабайты, скорее сотни мегабайт. А вот на "синклеровской" кассете скока было, кто помнит? /



Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Tokarev D



ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.05 09:43. Заголовок: Re:


Виталий пишет:
цитата
А вот на "синклеровской" кассете скока было, кто помнит? /
Порядка десятка игрушек. Если чтитать, что игрушка занимает всю память Синклера, то на кассете около 640 Кб помещалось.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
SerB

модератор
Главный Бронепрапорщик




ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.05 13:18. Заголовок: Re:


(продолжение)
К началу 76 года положение в советской космической промышленности было весьма интересным.

Объединение Кузнецова попало в положение кота, переловившего всех мышей в амбаре. Дальнейший рост характеристик семейства НК-33 был теоретически возможен - однако при повышении удельного импулься на 5-7 секунд стоимость двигателя росла уже не в разы, а как бы не на порядок. С водородниками было получше - но и те подбирались к пределу эффективности.

Было принято решение вести исследования по совершенствованию движков относительно малыми силами, тем более, что многие наработки прямо-таки кричали "Скорей поставь меня на самолет!" Экономичность ТВД (а значит, и дальность полета, к примеру, Ту-95) возросла процентов на 10.

По космической же программе работы развернулись по нескольким направлениям.

Во-первых, велись эксперименты с разными экзотическими (по причине своей крайней неприятности в обращении) топливными парами - фтор-водород, перекись-пентаборан. От первого кошмара стартовой команды отказались быстро. Сотня тонн фтора на стартовом комплексе вызывала у понимающих людей ужас. Вторая пара, несмотря на крайнюю токсичность пентаборана, выглядела весьма привлекательной для долгохранимых ступеней - УИ рос сразу на 50 секунд, а гептил из стандартной пары тоже не был подарком. Однако же применение этого топлива осталось крайне специфическим и ограниченным.

На очереди стоял Марс и дешевый транспорт "Земля-Луна". Раз уж движки на химии не позволяли радикально поднять характеристики - пришлось обратиться к атомщикам. В 1974-м разморозили проект РД-410. Ядерный движок тягой 7 тонн при старте с орбиты и использовании в качестве рабочего тела жидкого водорода позволял одним пуском ракеты уже не тяжелого, а среднего класса доставить на лунную орбиту стандартный 16-тонный блок. Либо вывести к Марсу или Венере почти 20-тонную АМС. К дальним планетам – тонн 12. Однако об экономической эффективности тут говорить не приходилось – с учетом мер безопасности такой старт был как бы не дороже. Да и сам ЯРД стоил огого. Скорее, «410» рассматривался как экспериментальная установка для отработки «РД-600» - тягой уже в 40 тонн. Этот двигатель при выводе на «Атланте-7» мог отправить к Марсу 85 тонн, что при использовании раздельного вывода и стыковки с посадочным аппаратом на орбите Марса (схема, обкатанная на Луне) позволило бы произвести высадку.

Для Луны выход предложило ОКБ «Факел». Электрореактивные двигатели малой тяги обеспечивали фантастический удельный импульс – до 7000 секунд – но нуждались в море энергии при сколько-нибудь приемлемых величинах тяги. Плюсом было то, что младшие модели ЭРД использовались на метео- и связных спутниках с 72 года и успели набрать серьезную статистику. С 72-го же летали и ядерные реакторы – в качестве энергоустановок спутников радарной морской разведки.
К сожалению, запас рабочего тела эмиссионного преобразователя ограничивал срок работы ЯЭУ полугодом. Относительно небольшая – всего 20 КВт – мощность была явно мала для питания мощных батарей ЭРД. Требовались реакторы значительно большей мощности и как минимум с удвоенным ресурсом.
Солнечные же батареи необходимой мощности имели бы площадь порядка тысячи квадратных метров. Время доставки примерно 15-тонного полезного груза на орбиту Луны варьировалось от 6 до 12 месяцев, что начисто исключало доставку таким способом экипажей и затрудняло транспортировку сложной техники. Идеально было бы возить таким способом топливо – но это подразумевало многоразовую лунную посадочную ступень.
Бабакин принялся чертить. В результате получилось что-то вроде козлового крана с четырьмя баками и четырьмя двигателями на верхней балке. Между посадочных опор могла крепиться полуторатонная пассажирская кабина на четырехколесном шасси – для доставки команды с посадочной площадки до планируемой базы. Одну кабину с экипажем доставили, другую – подцепили и отправили на орбитальную базу. Либо «кран» мог доставить на поверхность четырехтонный груз и налегке уйти наверх, на ТО и заправку.

Вообще, многоразовость овладевала умами. Лозино-Лозинский возился с челноком «Земля-орбита». Глушковцы быстро поняли, что с возвращением ускорителей первой ступени намечаются большие проблемы. Сажать их парашютно-реактивным способом было нельзя – ударные перегрузки не позволяли использовать ступени многократно. Пришлось обратиться с предложением о кооперации к Челомею. Благо, КБ было создано на базе фирмы Мясищева, да и его Реутовское отделение съело уже не одну собаку на крылатых ракетах, в том числе и с остро необходимым раскладным крылом. Работа нашлась и ЦАГИ, и Туполеву. Но все равно опередить американцев, собиравшихся запустить свой шаттл к 80-му, не успевали. Помня уроки Луны, Устинов, продолжавший уделять космосу немалое внимание, никого в стиле «давай-давай» не торопил.

Важнее было положение с прикладным космосом.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Mukhin
Величайший АИ-Хронолог


ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.05 15:29. Заголовок: Re:


ещё вопрос. возможно ли на той технологической базе сбудовать нечто вроде GPRS?

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
SerB

модератор
Главный Бронепрапорщик




ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.05 16:17. Заголовок: Re:


Mukhin пишет:
цитата
возможно ли на той технологической базе сбудовать нечто вроде GPRS?

При 10-тонных спутниках на ГСО с лучшей, чем в реале элементной базой теоретически возможна "мгновенная краткосрочная аренда каналов" у компании-оператора. При применении достаточно мощных трансиверов для прямой спутниковой связи достаточно 30- 60 см-тарелки или вообще широконаправленной антенны. А уж какие данные передавать - не столь важно.

А сам GPRS - это скорее сеть наземных базовых станций

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Andreev





ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.05 18:49. Заголовок: Re:


Mukhin пишет:
цитата
ещё вопрос. возможно ли на той технологической базе сбудовать нечто вроде GPRS?


Не понятен вопрос. Вроде бы GPRS - это выход в Интернет через мобильный телефон, т.е. через наземные станции.

А не родит ли СССР мобильный телефон? Причем сразу в спутниковом варианте?



Спасибо: 0 
Профиль Ответить
sas
Защитник Покоя Неба, Главный Друг и Недруг Panzera


ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.05 19:05. Заголовок: Re:


Andreev пишет:
цитата
Не понятен вопрос. Вроде бы GPRS - это выход в Интернет через мобильный телефон, т.е. через наземные станции.

А не родит ли СССР мобильный телефон? Причем сразу в спутниковом варианте?
Может перепутали с GPS? Но это ГЛОНАСС...

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Mukhin
Величайший АИ-Хронолог


ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.05 20:01. Заголовок: Re:


Х-хосподи, кажется, я опять запутался в этих треклятых сокращениях. Как называется система спутникового позиционирования?

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
п-к Рабинович

модератор
Главный Хронолог Мира Царя Михаила, Гроза Нерадивых Студентов, Ветеран Крымской Кампании




ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.05 20:41. Заголовок: Re:


Mukhin пишет:
цитата
Как называется система спутникового позиционирования?
Таки именно GPS - Global Positioning System. И это действительно ГЛОНАСС - глобальная навигационная система.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
п-к Рабинович

модератор
Главный Хронолог Мира Царя Михаила, Гроза Нерадивых Студентов, Ветеран Крымской Кампании




ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.05 20:41. Заголовок: Re:


Я имею в виду, что это две аналогичные системы, соответственно, американская и советская.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
SerB

модератор
Главный Бронепрапорщик




ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.05 22:29. Заголовок: Re:


По системам спутниковой навигации.

Системы первого поколения - американская (не помню названия) и отечественная "Цикада" - начало 70-х.

Navstar (она же GPS) - первый спутник запущен в 78-м, неофициально поступила в эксплуатацию к концу 80-х, в 96-м признана полностью введенной в эксплуатацию, с 2000 года отменен селективный доступ - искусственное загрубление сигнала для гражданских потребителей.
ГЛОНАСС - первый спутник запущен в 82-м, в 93-м система введена в эксплуатацию, к 2000 году фактически была разрушена, ожидается восстановление работоспособности в 2007 году на новой базе.

Бум GPS связан с теми же факторами, что и бум мобильной связи - с удешевлением и увеличением производительности бытовой электроники. Если бы в это время функционировала система ГЛОНАСС - система была бы ГЛОНАСС-NavStar - такое соглашение было подписано.

А теперь мы можем сказать большое спасибо правительству России 90-х годов за все хорошее, в том числе и в этой сфере.

В данной альтернативе отставание в разработке может быть резко сокращено, а в развертывание может быть и с опережением - за счет лучшего положения с РН. Ориентировочно 79 год - запуск первого ГЛОНАССА, 89-й - полное развертывание системы (30 спутников включая резервные). Если Андропов и те, кто его сменит, ничего не учудят.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
sas
Защитник Покоя Неба, Главный Друг и Недруг Panzera


ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.05 22:58. Заголовок: Re:


SerB пишет:
цитата
американская (не помню названия) и отечественная "Цикада" - начало 70-х.
Транзит-8 КА на низких полярных орбитах...

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Platov
Пожизненный киберпанк всея планеты и окружающей метагалактики




ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.05 03:46. Заголовок: Re:


Что-то вы про персонально/игрушечные компы говорите.

Если брать 70-е и начало 80-х, то что именно интересует? Если брать миникомпы (не путать с персоналками), то это 16-32 бита шина, 64-128-256 кб памяти, тактовая 2-8 МГц, но там процессоры немного другие были. По производительности на счетных задачах примерно соответствовали ранним i386. Гибкие диски калибра 8дм держали 512кб (256 на одну сторону, переворачивать в ручную). Винчестеры были стоечного типа со сменными пакетами дисков. Пакеты объемом в 10, 20 и 40 мб. Магнитофоны стоечного типа, ленты на 180/360 мбайт и на 540/1080 мбайт. Кассетные накопители встречались редко, кассеты для них еще реже (кассета американского (а не привычного всем сони-филипс) образца с четвертьдюймовой хромдиоксидной пленкой) - в основном у вояк. На кассету лезло 2,75 мбайта.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
SerB

модератор
Главный Бронепрапорщик




ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.05 11:09. Заголовок: Re:


Platov пишет:
цитата
Что-то вы про персонально/игрушечные компы говорите


Про бортовые в основном.

К примеру, отечественный "Аргон-16" - это ЕМНИП 6(3х2) КБ ОЗУ и 48(3х16) КБ ПЗУ. Летает до сих пор (более 30 лет) на "Союзе-ТМА" и "Прогрессе-М", количество отказов - ноль.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Andreev





ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.05 15:11. Заголовок: Re:


Platov пишет:
цитата
Если брать миникомпы (не путать с персоналками),


Что подразумевается? СМ ЭВМ? Центральный компьютер для нескольких терминалов?

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
SerB

модератор
Главный Бронепрапорщик




ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.05 20:53. Заголовок: Re:


(продолжение)

На совещании коллегии Главкосмоса в декабре 75-го Каманин не скрывал гордости. Геостационарные ретрансляторы мало того что решили проблему связи на всей территории страны (особенно мощный эффект был достигнут в малонаселенных районах – Сибирь, Север, Дальний Восток), но и приносили остро необходимую для модернизации промышленности валюту. Избыток ретрансляторов позволил сдавать их в аренду, а относительно небольшие цены и забрасываемые «Атлантами-5» огромные объемы ПН позволяли успешно конкурировать с США. Франция была пока представлена на ГСО слабо, хотя в ближайшее время это должно было измениться.

Неплохо шла торговля и фотографиями земной поверхности. Многоразовые фотоспутники на базе отлетавших с людьми СА «Союза» летали (с одноразовыми агрегатными отсеками) по 5 раз и позволили снизить цену снимка вдвое. Правда, на горизонте маячили тучки – США собирались запустить спутник фоторазведки, передающий высококачественное изображение с телекамер нового поколения по радиоканалам, а это обещало резкий обвал цен. СССР опаздывал – ПЗС-линейки с требуемыми параметрами, а равно ЭВМ с нужным для съема и передачи цифровой информации «на лету» быстродействием электронщикам пока не давались. Было принято решение форсировать работы.
Тем более, что и военные, и геологи, и даже Минсельхоз с Минстроем – да все, получив спутниковые снимки и моментально привыкнув к хорошему – требовали уже не просто информации, а информации оперативной. И в разных спектральных диапазонах.

Моряки получили первый спутник морской радиолокационной разведки. Специфика применения – необходимость работы с низких орбит и большое энергопотребление – приводила к необходимости отказа от солнечных батарей – слишком большое торможение в верхних слоях. Ядерные реакторы испытывались. Однако тут была своя проблема. Эмиссионные преобразователи ограничивали и срок службы, и массу установки. А турбины или цикл Стирлинга были еще бОльшей проблемой. Решили доводить эмиссионные реакторы и развернуть работы по реакторам с парогазовым преобразованием. Задача была сложной – но за ожидаемые побочные результаты – повышение надежности, экономичности, габаритов и веса установок – двумя руками уцепились подводники. Даже Каманин, на уровне инстинкта привыкший отсекать дублирующие направления, согласился с решением.

Система спутниковой навигации «Цикада» вовсю использовалась моряками, но страдала низкой оперативностью. Система второго поколения – ГЛОНАСС – требовала порядка тридцати спутников на высоких орбитах, что при среднем сроке активного существования советских аппаратов в 3 года требовало 10 пусков в год. Увеличить срок службы спутников было трудно – как правило, теперь выходила из строя уже не электроника, а вспомогательная аппаратура агрегатного отсека. Причем, что характерно, американцы и французы большей частью обходились совсем без нее – их электроника могла успешно работать и в условиях открытого космоса – меньшее энергопотребление позволяло сбрасывать тепло в космос без использования циркуляции воздуха в гермоотсеке.

Задаче создания негерметичных («дырявых») аппаратов также был поставлен высший приоритет. Проблем было много. Требовалось повысить степень интеграции микросхем (энергопотребление), качество элементной базы и монтажа (срок службы). Первые летные экземпляры обещали выпустить в 78-м. Благо другая проблема, связанная с повышением сроков существования, решалась – с 72 года на спутниках связи для ориентации использовались электрореактивные двигатели с малым расходом рабочего тела, а с начала 75 – и гиродины.

На «Салюте-3» отрабатывали технологию получения сверхчистых кристаллов, биопрепаратов и прочих материалов в условиях невесомости. Получалось с умеренным успехом – работающие механизмы и люди на станции создавали микроускорения, не позволявшие достигнуть требуемой чистоты. Те же проблемы были и у астрономов, впихнувших на станцию УФ-телескоп. Приняли решение на следующей станции – «Салюте-5» стыковать требующие полной невесомости модули к станции только на время загрузки-выгрузки и регламентных работ, в остальное время – пусть крутятся на той же орбите, но отдельно. Промышленное производство сверхчистых кристаллов должно было повысить качество советских микросхем радикально. К тому же для обслуживания перспективных фабрик такого типа идеально подходил разрабатываемый Лозино-Лозинским челнок.

Вообще «Салют-3», воспринятый в 74-м как дар божий – еще бы! 30 тонн! – теперь, после всего полутора лет эксплуатации, рассматривался уже только как прелюдия к Той, Большой, Настоящей, модульной-надстраиваемой-чудесной…


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Platov
Пожизненный киберпанк всея планеты и окружающей метагалактики




ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.05 03:02. Заголовок: Re:


2Андреев
Угу. Vax-ообразных и прочих СМ-1420.

2SerB
Бортовые - это штука специфическая. Они и у нас и у них были очень надежны, поскольку неуниверсальны. Я-то под компом понимаю прежде всего универсальную машину. А те бортовые баллистическо-ориентационные могли быть вообще аналоговыми (быстродействие, да) но очень узкого назначения.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Виталий
Эмир Бухарский и Владетель Сибирии




ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.05 05:26. Заголовок: Re:


О! Очередная часть!!!
SerB пишет:
цитата
Многоразовые фотоспутники на базе отлетавших с людьми СА «Союза» летали (с одноразовыми агрегатными отсеками) по 5 раз и позволили снизить цену снимка вдвое.

Расшифруйте плз? СА -спускаемый аппарат? Тогда что, он отлетал с людьми, спустился, в него установили фотоаппаратуру, снова закинули на орбиту и так пять раз? А как быть с системами ориентации и прочим "обвесом"?
SerB пишет:
цитата
К тому же для обслуживания перспективных фабрик такого типа идеально подходил разрабатываемый Лозино-Лозинским челнок.

Там желателен не только челнок, сколько межорбитальное транспортное средство. Впрочем... На "Спираль" в свое время и как на межорбитальный рассчитывали.
SerB пишет:
цитата
как прелюдия к Той, Большой, Настоящей, модульной-надстраиваемой-чудесной…

"Мир"? Или нечто покруче?


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Стас



ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.05 11:32. Заголовок: Re:


Platov:
"Бортовые - это штука специфическая. Они и у нас и у них были очень надежны, поскольку неуниверсальны. Я-то под компом понимаю прежде всего универсальную машину. А те бортовые баллистическо-ориентационные могли быть вообще аналоговыми (быстродействие, да) но очень узкого назначения."

Где-то читал, что "бортовой баллистико-ориентационный вычислитель" в принципе мог бы быть даже и не электронным, а вообще пневматическим и механическим. Может быть, это и преувеличение...

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Platov
Пожизненный киберпанк всея планеты и окружающей метагалактики




ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.05 18:25. Заголовок: Re:


Что значит "мог" ??? Пневматика была, немцы использовали в свое время. Электромеханика - вообще классика из классик...

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Dolotov
Сам По Себе Сословие Из Одного Человека




ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.05 20:10. Заголовок: Re:


На РС-20 например стояла пневмоника, т.к. ракета была рассчитана на старт под атомной бомбежкой.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Andreev





ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.05 23:51. Заголовок: Re:


Platov пишет:
цитата
Угу. Vax-ообразных и прочих СМ-1420.


То-то меня несколько смутили шины в 16-32 бит :)

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Platov
Пожизненный киберпанк всея планеты и окружающей метагалактики




ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.05 12:50. Заголовок: Re:


32 бит - СМ1700

И вообще - http://computer-museum.ru/histussr/0.htm

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
SerB

модератор
Главный Бронепрапорщик




ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.05 19:23. Заголовок: Re:


Виталий пишет:
цитата
Расшифруйте плз? СА -спускаемый аппарат? Тогда что, он отлетал с людьми, спустился, в него установили фотоаппаратуру, снова закинули на орбиту и так пять раз? А как быть с системами ориентации и прочим "обвесом"?

Да. СА - спускаемый аппарат. Здесь использована идея реала - фотоаппараты разведчиков на базе "Востоков" использовались многократно, а один из ВА ТКС летал ЕМНИП 2 раза. Поскольку, согласно таймлайну, конструкторы Челомея, занимавшиеся ВА ТКС были переведены в КБ "Союз", эта идея была использована.
Ориентация, энергоснабжение и пр. - на одноразовых ПАО на базе ПАО "Союза". При массовом производстве (в год - 12 фоторазведчиков, 2-4 био- и материаловедческих спутника, 2-4 "Прогреса", порядка 4-6 "Союзов" - порядка 20-26 однотипных ПАО в год. Итого - стоимость порядка 500-700 рублей за кг сухого веса, т.е. 1-1.5 миллиона рублей за агрегат.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Doctor Haider
Разоблачитель Клуба Предсказамусов, Просвещенных Великих Древних и иных явных хранителей Слова




ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.05 18:06. Заголовок: Re:


Уважаемый SerB! Будет ли продолжение?

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Стас



ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.05 19:53. Заголовок: Re:


В продолжение и развитие "Лунной Гонки" (на перспективу).
Одна из идей Александра Лазаревича (автора "Советия", "Сеть Нанотех"):
Дотянем Интернет до Луны

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Стас



ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.05 11:08. Заголовок: Re:


Раз уж французских космонавтов на Луну запустили советской ракетой и обмен технологиями с Францией идёт, то вопрос: будет ли сотрудничество СССР-Франция по сверхзвуковым пассажирским самолётам? И вообще развитие в этой области? В одно время примерно независимо появились у нас Ту-144, у них - Конкорд. Помучались с пассажирским сверхзвуком, и бросили. А тут как может быть?

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
SerB

модератор
Главный Бронепрапорщик




ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.05 17:05. Заголовок: Re:


Дык крейсерский сверхзвук - дорогущая штука.
Плюс - на пределе тогдашней технологии.
Так что Конкорд при диких ценах на билеты был убыточным и поддерживался только как статусный проект.
А вообще - есть вот такая интересная штука:
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/fant/spinrad/vesna/01.html

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
п-к Рабинович

модератор
Главный Хронолог Мира Царя Михаила, Гроза Нерадивых Студентов, Ветеран Крымской Кампании




ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.05 19:03. Заголовок: Re:


А гиперзвук с этой... плазменной "смазкой" от ЦАГИ? Сейчас вроде довели до ума.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Стас



ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.05 19:26. Заголовок: Re:


Из сверхзвукового и затем гиперзвукового крылатого летательного аппарата может получиться многоразовый аэрокосмический самолёт (набор высоты и скорости в атмосфере прямоточным реактивным двигателем, затем переход в ракетный режим). Взлёт и посадка на аэродромы.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
SerB

модератор
Главный Бронепрапорщик




ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.05 19:38. Заголовок: Re:


п-к Рабинович пишет:
цитата
А гиперзвук с этой... плазменной "смазкой" от ЦАГИ? Сейчас вроде довели до ума

Стас пишет:
цитата
Из сверхзвукового и затем гиперзвукового крылатого летательного аппарата может получиться многоразовый аэрокосмический самолёт


Ну насчет плазменной самзки разговоры идут, как помнится, с 85 года. Всякие проекты типа "Хотола", "Ту-2000", "Зенгера" и пр. - с тех же примерно времен. Но существенного реального прогресса пока нет. так что ИМХО - не ранее 2010 в любом случае. А вот совместный "Туполев-Конкорд" ("Конкордски" из приведенной ссылки) году к 90-му ИМХо реален.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
п-к Рабинович

модератор
Главный Хронолог Мира Царя Михаила, Гроза Нерадивых Студентов, Ветеран Крымской Кампании




ссылка на сообщение  Отправлено: 10.12.05 20:11. Заголовок: Re:


SerB пишет:
цитата
Но существенного реального прогресса пока нет.
Вот сейчас, на 2005 год реала, как раз есть. Они наконец-то научились управлять плазменным слоем, при том что последние 12-13 лет темп работ был снижен раз в 5-10. В мире ЧГ, возможно, все же будет что-то к рубежу 90-х.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Виталий
Эмир Бухарский и Владетель Сибирии




ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.05 06:11. Заголовок: Re:


SerB пишет:
цитата
А вообще - есть вот такая интересная штука:
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/fant/spinrad/vesna/01.html

Это там где корпорация "Красная Звезда", и главгерой мечтающий о полетах в космос?
Красивая вещь. И так бы все и могло быть, если бы....
п-к Рабинович пишет:
цитата
Вот сейчас, на 2005 год реала, как раз есть. Они наконец-то научились управлять плазменным слоем, при том что последние 12-13 лет темп работ был снижен раз в 5-10. В мире ЧГ, возможно, все же будет что-то к рубежу 90-х.

Управлять?!?!? Очень интересно.... А ведь так и до производства бластеров могут дойти....
SerB пишет:
цитата
а один из ВА ТКС летал ЕМНИП 2 раза.

Снова уточняю. ВА - возвращаемый аппарат, то же что и СА? В чем смысл повторного использвания? Он настолько дорог? Теплозащита то горит, а риск имхо не окупается.
Кстати, а разве на геостационар из пилотируемых кто-то летал? (это к вопросу об обеспечении ретрансляторов на ГС). Не считая полетов к Луне иессно.



Спасибо: 0 
Профиль Ответить
SerB

модератор
Главный Бронепрапорщик




ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.05 12:15. Заголовок: Re:


Виталий пишет:
цитата
Снова уточняю. ВА - возвращаемый аппарат, то же что и СА? В чем смысл повторного использвания? Он настолько дорог? Теплозащита то горит, а риск имхо не окупается.
Кстати, а разве на геостационар из пилотируемых кто-то летал? (это к вопросу об обеспечении ретрансляторов на ГС). Не считая полетов к Луне иессно.

ВА-то же, что и СА.
Предлагаемая схема - СА один раз летает с людьми и потом 5-10 раз (по состоянию) - с фотоаппаратурой либо ПН для исследований по микрогравитации.
Смысл - не в самом СА, а в дорогой начинке. В принципе, фотоаппараты и из "востокообразных" шариков переставляли, но там не только они.. Ну и сам СА денег стоит. Схема же повторного использования позволяет удешевить полеты.

Виталий пишет:
цитата
Управлять?!?!? Очень интересно

О том, что научились управлять плазменным слоем, в ИФП томского академа слухи ходили еще в 85-м. Воз и ныне там.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Platov
Пожизненный киберпанк всея планеты и окружающей метагалактики




ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.05 14:29. Заголовок: Re:


SerB пишет:
цитата
О том, что научились управлять плазменным слоем, в ИФП томского академа слухи ходили еще в 85-м. Воз и ныне там.


Ну... Видел машинку, на которой ЭТО в полете испытывали. В 1988. Северный флот, летающая лодка. До предзвука ее честно разгоняли, при штатной 680 км/ч. Но оборудование тогда занимало весь внутренний объем самолета.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
sas
Защитник Покоя Неба, Главный Друг и Недруг Panzera


ссылка на сообщение  Отправлено: 11.12.05 15:08. Заголовок: Re:


Виталий пишет:
цитата
а разве на геостационар из пилотируемых кто-то летал?
ЕМНИП никто

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 372 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 73
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



печати и штампы для быстрого ответа