Итак, как известно, в 1900-1911 годах Франция утратила свое былое положение второй морской державы мира. Ее флот переместился с 2 на 4 место, уступая теперь уже германскому и американскому - несмотря на значительные траты. Виной тому была некомпетентность французских морских министров и вечные проблемы французского флота - долгострой и метания в концепциях...
А что если все пошло не так?
...Проиграв франко-прусскую войну, которая разрушила один из предметов гордости Франции - ее армию - французы уцепились за свою последнюю гордость - французский военно-морской флот. То, что во время франко-прусской войны флот никак себя не показал, общественность истолковала, как то, что "надо тратить на флот больше"!
С 1870 года расходы на флот не были существенно сокращены, более того - как только предоставилась возможность, они были увеличены. Население было готово тратить средства на военно-морской флот страны. Правильный подбор командующих и морских министров позволил побороть вечные проблемы Франции - долгострой и метания в концепциях. Весь 19 век французский флот шел почти вровень с английским, создавая напряженность в англо-французских отношениях.
В 1905 году морским министром стал энергичный АИ-адмирал, идеи которого по развитию флота были аналогичны идеям Фишера. Под его влиянием началась большая реформа французского флота. основой его должны были стать линкоры нового поколения, к идее которых адмирал пришел независимо. Еще до того, как вопрос о реформе флота был окончательно решен, он приказал начать проектирование линкора нового поколения, вооруженного 10 305-миллиметровыми орудиями.
И в 1905 году большая модернизация флота началась с закладки сразу трех громадных линкоров класса "Франс", имевших водоизмещение около 23.000 тонн и вооружение из 10 305-миллиметровых орудий в 5 линейно-возвышенных башнях - к этому решению французы пришли на основании опыта постройки броненосца "Генрих 4".
"Франс" - 10.11.1905-14.06.1908
"Прованс" - 14.11.1905-21.04.1908
"Париж" - 9.12.1905-1.11.1908
Вскоре после закладки линкоров класса "Франс" стало известно о начале строительства дредноутов в других странах мира, включая Англию, считавшуюся все еще одним из главных конкурентов Франции на морях. Под влиянием общественности, требовавшей сохранить паритет с англичанами, французское правительство приняло решение о закладке в 1906 году "внепланового" дредноута "Париж" и начале разработки следующей серии линейных кораблей.
"Париж" - 11.05.1906-11.4.1909
В 1908 году были заложены следующие 3 линкора серии "Лорриань". Поскольку у всех основных военно-морских держав строительство линкоров шло полным ходом, было принято решение о том, что 3 "Лорриань" должны нести самое мощное в мире вооружение на этот момент. Это было достигнуто за счет установки 12 305-миллиметровых орудий.
"Лорриань" - 11.10.1908-14.5.1911
"Бертань" - 11.12.1908-11.3.1912
"Корсика"- 3.2.1909-14.11.1912
Параллельно с этой программой были заложены серии новых "крейсерских миноносцев" - кораблей с тяжелым артиллерийско-торпедным вооружением, которые должны были заменить обычные эсминцы. Кроме того, в 1909 году началось строительство 2 первых "больших крейсеров" класса "Лион" с 8 305-миллиметровыми орудиями.
"Лион"-14.3.1909-11.5.1912
"Беарн"-14.3.1909-12.8.1912
В 1909 году развитие французского флота было продолжено постройкой нового линкора класса "Ришелье" - первого в мире корабля с 10 340-миллиметровыми орудиями.
"Ришелье"-15.5.1909-14.8.1912
Но, несмотря на этот корабль, следующая серия линкоров "Чарльз Мартелл" получила вновь 12 305-миллиметровых орудий - в соответствии с концепцией французского флота, согласно которой количетсво орудий для дредноута было важнее их калибра.
"Шарльз Мартелл"-11.5.1910-11.3.1914
"Бувэ"-11.7.1910-11.4.1914
"Шарлемань"-11.9.1910-11.5.1914
340-миллиметровые орудия появились на 2 линейных крейсерах серии "Шампань" и "Ницца".
"Шампань"-15.10.1910-11.7.1914
"Ницца"-11.7.1911-15.9.1914
Следующей серией из 3 линкоров стала серия кораблей "Океан", теперь уже с 10 340-миллиметровыми орудиями.
"Океан"-12.7.1911-14.9.1914
"Савойя"-14.7.1911-10.10.1914
"Армид"-11.9.1911-11.10.1914
В 1912 году была произведеная закладка сразу 4 новых линейных крейсеров класса "Жан Бар" и нового "внепланового" линкора "Бургундия"
"Жан Бар"- 11.9.1911-11.10.1914
"Дюге Труэ"-5.10.1911-14.11.1914
"Глуар"-5.1.1912-5.7.1915
"Дюпле"-7.1.912-11.12.1915
"Бургундия"-15.11.1911-11.12.1914
В 1914 году были заложены новые французские линкоры - с 12 340-миллиметровыми орудиями серии "Дюнкерк"
"Дюнкерк"-1.5.1914-11.12.1916
"Страсбург"10.7.1914-5.7.1917
"Инвинсибл"5.9.1914-7.10.1917
Все французские линкоры имели общие особенности - скорость 21 узел, относительно слабое бронирование и очень мощную артиллерию главного калибра.
В итоге к 1914 году французский флот включал в свой состав 11 линкоров и 4 линейных крейсера, еще 3 линкора и 2 линейных крейсера были готовы, еще 3 линкора и 2 линейных крейсера строились!