Итак, обратим внимание на момент, с которого альтернатива начинается - сражение при Ялу в 1894 году.
Как известно, победу японцам во многом принесли именно скорострельные пушки, после чего их стали считать основой военно-морского вооружения во всех странах мира.
Но только Германия, , сделала из сражения при Ялу совершенно другие выводы. Немцы обратили внимание не на блистательное потопление китайских крейсеров, а на действия китайских броненосцев, чьи повреждения от огня скорострельных орудий были вовсе не такими опасными. И при этом немцы заметили сильнейшее действие китайских снарядов, одни попаданием выведших из строя крейсер "Мацусима".
Итогом германского изучения сражения при Ялу стал вывод: "вопреки кажущемуся впечатлению, тяжелая артиллерия была и остается главным оружием морской войны. По сути дела, мощь скорострельной артиллерии является самообманом, придающим кораблю иллюзию той огневой мощи, которой он в действительности не обладает. Даже десятки попаданий из скорострельных орудий не смогут разрушить корабль, защищенный броней умеренной толщины, в то время как залп тяжелых орудий может нанести катастрофические разрушения. Так как такие орудия заряжаются медленно, военный корабль должен нести их большое количество, чтобы одним залпом разрушить корпус вражеского корабля вблизи ватерлинии."
Окончательным выводом из этих расчетов стал секретный меморандум комиссии германского морского министерства “Наиболее эффективный военный корабль ”. В основе его были следующие выводы:
1) “Наиболее эффективный” военный корабль должен быть вооружен тяжелой артиллерией большого калибра в максимально возможном количестве, которая дает возможность уничтожить броненосец противника мощным залпом.
2) Скорострельная артиллерия на “наиболее эффективном” военном корабле не нужна, за исключением противоминной. 100-120 миллиметров – предельный калибр скорострельных орудий.
3) Борт “наиболее эффективного” военного корабля должен быть полностью защищен по ватерлинии броней, способной защитить от огня орудий.
4) Скорость “наиболее эффективного” военного корабля должна быть максимально возможной при сохранении вооружения и защиты.
В наилучшей степени выводам комиссии по флоту соответствовали броненосцы серии “Бранденбург”, только что спущенные с верфей. Комиссия рекомендовала именно этот класс кораблей как основу для германского броненосного флота.
Не остались в стороне и крейсера. Сделав бесспорный вывод о необходимости бронировать крейсера для участия в сражениях, комиссия сделала вывод о необходимости усиления артиллерии бронированных крейсеров, которым в германском флоте отводилась роль рейдеров. В то время, как во всем мире броненосные крейсера имели артиллерию не более 234 миллиметров, комиссия решила применить калибр 250 миллиметров, и в перспективе – переход на 280 миллиметров!
И развитие германского флота началось в высшей степени интенсивно.
В 1895-1898 были начаты строительством 5 броненосцев серии “Кайзер Фридрих 3”, представлявших собой развитие “Бранденбургов”. Броненосцы стали быстрее на 1 узел, и получили башни вместо барбетов. Защита представляла собой полный броневой пояс вдоль ватерлинии.
Одновременно был заложен первый “эскадренный крейсер” “Фюрст Бисмарк”, быстроходный и с тяжелой артиллерией. Скорость нового крейсера достигла 20 узлов при вооружении из 4 250-миллиметровых орудий и мощному бронированию за счет отказа от 150-миллиметровых орудий.
Новые корабли вступили в состав флота в 1900-1901 годах, но на верфях уже строились новые корабли – 5 броненосцев класса “Виттельсбах”. В основе проекта был все тот же “Бранденбург”, но на новом техническом уровне. Одновременно начали строить броненосные крейсера “Фридрих Карл”, ставшие развитием “Фюрст Бисмарка” и за счет впервые примененных на флоте машин четверного расширения достигших скорости 23 узлов. Их основное вооружение было все тем же – 250-миллиметровые орудия. Но заложенная в 1902 году серия “Йорк” уже должна была получить 4 280-миллиметровых!
Именно “Фридрих Карл” сыграл историческую роль в судьбе английского флота. А именно, о таран крейсера распорол борт случайно налетевший на него при входе в порт броненосец “Ринаун” с адмиралом Фишером на борту. Хотя броненосец сумел выброситься на мель, но адмирал Фишер от сотрясения упал с трапа и из-за тяжелых травм был вынужден уйти в отставку…
Последствия этого были катастрофическими. Место Фишера занял некий аналог печально известного сэра Дугласа – упрямый и несговорчивый офицер, крайне негативно относящийся к каким-либо реформам флота и придерживающийся мнения, что количество решает все. В результате из состава флота так и не были выведены старые броненосцы классов “Энсон” и “Ройал Соверен”. В составе флота оставалось огромное количество устаревших военных кораблей, не имевших никакого военного значения. Более того – расположение флота, по которому 12 сильнейших броненосцев оставались в Средиземном Море а 5 на Дальнем Востоке сохранялось и далее.
А тем временем германский флот продолжал наращивать численность. Вслед за “Виттельсбахами” с верфей сошли 5 “Брауншвейгов”, в 1904-1906 годах усиливших состав германского флота. В 1905 году флот пополнили 2 “Йорка”, за которыми начали строится 2 “Шарнхорста”. В 1904 году началось строительство 5 броненосцев серии “Дойчланд”.
В итоге, к 1908 году в составе германского флота на восточном берегу Северного Моря состояли 24 (!) броненосца, вооруженных 146 280-миллиметровыми орудиями и 8 броненосных крейсеров, вооруженных 16 280-миллиметровыми и 16 2590-миллиметровыми орудиями!
Всей этой армаде Англия могла противопоставить только 25 броненосцев флота Ла-Манша, вооруженных 100 305-миллиметровыми орудиями. Еще 14 кораблей, включая 8 новейших находились в Средиземном Море и 5 на Дальнем Востоке!
Именно в таком соотношении сил все страны вступили в дредноутную гонку.
Но в этом мире началом ее стала не Англия. Возглавляемое АИ-морским лордом адмиралтейство с достойным уважения упорством сопротивлялось самой идее внедрения корабля нового класса с единым главным калибром, настаивая на постройке новых серий броненосцев. В результате чего в бюджете 1905 года дредноутных линкоров даже не планировалось. Более того – в 1905 году Англия продала Японии 24 305-миллиметровых орудия для линкоров серии “Сацума”. Это привело к значительной задержке военно-морских программ самой Англии.
В итоге первыми странами, начавшими дредноутную революцию стали США, Япония и Германия. Лишь в 1905 году Англия заложила после долгого сопротивления линкор “Инфлексибл”, вооруженный 10 305-миллиметровыми орудиями, но одновременно с ним – еще 8 линкоров серии “Арк Ройал”, вооруженных 4 305-миллиметровыми и 8 234-миллиметровыми орудиями.
В Германии переход от линкоров к дредноутам прошел очень быстро. Концепция тяжелого артиллерийского линкора была быстро преобразована в концепцию дредноута, причем быстроходного – линкоры класса “Нассау” получили первыми в мире паровые турбины, позволившие им развивать скорость до 21 узла.
В это же время в Германии был осуществлен еще один решающий скачок. Концепция эскадренного крейсера дала в итоге усиление нового корабля класса “Блюхер” до 8 280-миллиметровых орудий. Новейший эскадренный крейсер оказался новейшим кораблем такого класса в мире – мощным и быстроходным, способным уничтожить любой корабль такого же класса. Вскоре были заложены еще 2 корабля, построенные в 1908-1910 годах.
Таким образом в 1908 году соотношение дредноутных сил составляло 2 германских дредноута и 1 линейный крейсер против 1 английского дредноута! Оно ясно обрисовало катастрофическую ситуацию в английском флоте!
В отчаянных попытках решить проблему, “проснувшееся” от спячки английское адмиралтейство начало лихорадочно строить новые серии кораблей. В 1907 году были заложены 3 дредноута класса “Беллерофон”, построенные в 1909-1910 годах. В 1908 начали строить серию “Сен-Винсент” из 3 кораблей, построенную в 1910-1911 году. В 1909 началось строительство серии линкоров “Нептун”, построенных в 1912 году.
В ответ на это Германия заложила серию дредноутов “Остфрисланд”, построенную в 1911-1912 годах. В 1910-1911 годах заложили следующую тройку германских эскадренных крейсеров, являвшуюся усилением проекта “Блюхер”. Но становилось уже ясно, что английская промышленность начинает просыпаться, и строить все новые и новые корабли. И тогда германские кораблестроители предложили новый эволюционный скачок!
В 1910 году были заложены 4 линкора серии “Кайзер”, вооруженные 10 340-миллиметровыми орудиями! Это были первые линкоры с усиленной артиллерией в мире! Практически немедленно начала строится и следующая серия, ставшая развитием предыдущей – 4 линкора серии “Кениг”.
В Англии же адмиралтейство, приняв концепцию дредноута, сопротивлялось постройке кораблей с усиленной артиллерией. Серия “Орион”, построенная в 1912 году получила 305-миллиметровые орудия, как и следующая за ней серия “Монарх”. Также не были поставлены на вооружение крейсера с усиленной артиллерией, аналогичные германским – первые 6 английских эскадренных крейсеров несли вооружение из 12 234-миллиметровых орудий. Немцы длительное время скрывали главный калибр своих крейсеров, настаивая на их вооружении 250-миллиметровыми орудиями. Только серия “Лайон” получила 305-миллиметровые орудия, и то исключительно из-за того, что японцы заказали под влиянием германских крейсеров эскадренные крейсера с 305-миллиметровой артиллерией!
В 1914 году английский флот получил, наконец-то 4 линкора с 343-миллиметровыми орудиями главного калибра и вторую серию 305-миллиметровых линейных крейсеров. Но ничто уже не могло преломить главное – опережение германского флота в технических новинках.
Узнав о постройке в Англии 343-миллиметровых линкоров, Германия совершила новый эволюционный скачок – были построены в 1915 году 3 линкора серии “Баден” с 380-миллиметровыми орудиями главного калибра!
Таким образом в 1914 году соотношение сил составляло:
Англия:
4 линкора “Кинг Георг 5” – 10 343-миллиметровых орудий
4 линкора “Монарх” – 12 305-миллиметровых орудий
2 линкора “Ринаун” – 10 305-миллиметровых орудий (бывшие турецкие класса “Меджилие”, куплены англичанами)
4 линкора “Орион” – 12 305-миллиметровых орудий
3 линкора “Нептун” – 10 305-миллиметровых орудий
3 линкора “Сен-Винеснт” – 10 305-миллиметровых орудий
3 линкора “Беллерофон” – 10 305-миллиметровых орудий
1 линкор “Инфлескибл” – 10 305-миллиметровых орудий
2 эскадренных крейсера “Тайгер” – 8 305-миллиметровых орудий
3 эскадренных крейсера “Лаион” – 8 305-миллиметровых орудий
3 эскадренных крейсера “Индефатигейбл” – 12 234-миллиметровых орудий
3 эскадренных крейсера “Инвинсибл” – 12 234-миллиметровых орудий
8 эскадренных броненосцев “Арк Ройал”
8 эскадренных броненосцев “Кинг Эдвард 6”
5 эскадренных броненосцев “Дункан”
8 эскадренных броненосцев “Формидейбл”
6 эскадренных броненосцев “Канопус”
9 эскадренных броненосцев “Маджестик”
Германия:
4 линкора “Кениг” – 10 340-миллиметровых орудий
4 линкора “Кайзер” – 10 340-миллиметровых орудий
2 линкора “Вейсенбург” – 12 305-миллиметровых орудий (бывшие аргентинские “Морено”, куплены германским флотом в 1914 году)
4 линкора “Гельголанд” – 12 305-миллиметровых орудий
4 линкора “Нассау” – 12 280-миллиметровых орудий
3 эскадренных крейсера “Мольтке” – 8 280-миллиметровых орудий
3 эскадренных крейсера “Блюхер” – 8 280-миллиметровых орудий
5 эскадренных броненосцев “Дойчланд” – 6 280-миллиметровых орудий
5 эскадренных броненосцев “Брауншвейг” – 6 280-миллиметровых орудий
5 эскадренных броненосцев “Виттельсбах” – 6 280-миллиметровых орудий
5 эскадренных броненосцев “Кайзер Фридрих 3” – 6 280-миллиметровых орудий
2 эскадренных броненосца “Бранденбург” – 6 280-миллиметровых орудий
При этом у Англии строились 4 линкора “Куин Элизабет” с 343-миллиметровыми орудиями, 1 линейный крейсер “Тайгер” (построен в 1915 году) и 3 эскадренных крейсера “Ринаун” (1916-1917 год)
У Германии строились 4 линкора “Байерн” с 380-миллиметровыми орудиями и 3 эскадренных крейсера “Дерфлингер” с 8 305-миллиметровыми орудиями.
Соотношение сил составляло 24 линкора, 11 эскадренных крейсеров и 44 эскадренных броненосца против 18 линкоров, 6 эскадренных крейсеров и 22 эскадренных броненосцев Германии, но оно было ослаблено тем, что в составе Флота Ла-Манша находились только 20 линкоров, 9 эскадренных крейсеров и 27 эскадренных броненосцев. 4 линкора, 3 эскадренных крейсера и 12 эскадренных броненосцев находились в Средиземном Море, 5 эскадренных броненосцев находились на Тихом Океане! Такое расположение флота было результатом сопротивления адмиралтейства всем попыткам нарушить стратегию расположения сил…
Итак, альтернатива:
1) Иные выводы Германии из битвы при Ялу, приводящие к плавному переходу германского флота к дредноутам и линейным крейсерам БЕЗ английского опыта.
2) Отсутствие в Англии Джона Фишера, и замедленная реформационная политика адмиралтейства.
3) Примерное выравнивание соотношения сил на морях в 1914 году!