Вандал пишет (
здесь):
цитата: |
Тема бронеавтомобилей не раскрыта. Мы же обсуждали, что к 1914 году нужны порядка сотни бронеавтомобилей |
|
Просили? Получите и распишитесь.
Так сказать, набросок в первом приближении. Пока без картинок.
Первый русский бронеавтомобиль родился во время войны с Японией. Проект его предложил, находясь в действующей армии, подъе-саул Сибирского казачьего корпуса князь М.А. Накашидзе. Он был поддержан лично командующим маньчжурской армией великим князем Николаем Николаевичем.
Ник Ник и в реале очень активно двигал броневики в действующую армию, но в 1914г. Однако военное министерство скептически относилось к возможностям русской промышленности и выдало заказ на производство броневика французской фирме “Шаррон, Жирардо и Вуа” в Пюто, которая уже имела некоторый опыт по бронированию автомобилей, показав на Парижском автосалоне в 1902г частично бронированный легковой автомобиль «Шарон 50CV». До конца года бронеавтомобиль был доставлен в Россию и прошел испытания пробегом Петербург-Ораниенбаум-Венки и стрельбой в Ораниенбаумской офицерской стрелковой школе. Еженедельник "Нива" писал в сообщении о первых испытаниях "блиндированного автомобиля князя Накашидзе" на Красносельских маневрах: «Несомненно, что в военное время эта движущаяся крепость может сыграть очень важную роль".
На начальника Ораниенбауманской школы генерал-майора Филатова эти испытания произвели такое неизгладимое впечатление, что он стал настоящим фанатиком бронеавтомобилей.
По итогам первых опытов было принято решение заказать партию из 10 подобных бронемашин для «тщательного исследования их боевых возможностей».
В 1906г. «Шарон» отправил в Россию следующую партию из трёх бронеавтомобилей, но до места назначения добрался только один, остальные «потерялись» на территории Германии. Позже они появились на манёврах германской армии. Ни темпы выполнения заказа, ни перспектива снабжать вероятного противника за свой счёт секретной техникой военное ведомство не устраивали, встал вопрос о производстве бронеавтомобилей в России. По рекомендации Кегресса Михаил предложил в качестве изготовителя завод «Леснер». Военные оказа-лись не очень довольны таким решением - до сих пор «Леснер» работал только по заказам морского ведомства, опыта выполнения армейских заказов у него нет. Но это действительно единственный реальный кандидат из отечественных предприятий. Заказ французской фирме аннулирован, новый договор заключен с «Леснером». До конца следующего года «Леснер» выпустил первые 5 бронеавтомобилей, но на своём шасси, а в 1908г окончательно выполнил заказ армии на броневики Накашидзе.
К этому времени полковник лейб-гвардии Егерского полка А.Добржанский и подполковник в отставке А. Чемерзин подготовили док-лад, в котором обобщили первый опыт эксплуатации бронеавтомобилей и разработали теоретические основы их применения. По их мне-нию, основными задачами были: разведка в тылу и на флангах, огневая поддержка войск в наступлении, преследование противника, срыв атак кавалерии, связь и пр.
Звания Добржанского и Чемерзина соответствуют августу 1914г, кем они были в 1908г, я не знаю и не знаю, почему именно они в реале занимались теорией применения БА. Добржанский, кажется, стажировался во Франции и изучал производство БА, но в нашем случае ему ещё нечего изучать. Разве что сделать Добржанского слушателем Ораниенбаумской школы и по ходатайству Филатова оставить при ней. Тогда в Ораниенбауме складывается этакий «центр боевого применения бронетехники». На основании этого доклада были выработаны первые технические требования к подобной технике: наличие «горизонтального» брони-рования (т.е. крыши) и вооружение отечественными пулемётами, в количестве не менее двух. И выдан новый заказ Леснеру на 10 машин. Заказ был выполнен в начале 1910г, причем в инициативном порядке завод вооружил один из броневиков автоматической 37мм пушкой системы «максим-норденфельд», а два других выполнил полноприводными, по опыту своего «автомобиля военного ведомства». Пушечный БА вызвал одобрение военных, а по поводу полноприводного варианта единой позиции выработать не удалось. С одной стороны проблема повышения проходимости была очевидна, но с другой, машины получились значительно тяжелее, дороже и сложнее в обслуживании. Поэтому, при размещении следующего заказа было оговорено, что «наличие привода на все колёса желательно, но не в коем случае не за счёт увеличения общей стоимости заказа». В результате завод не прекратил работы с полноприводными шасси, но применял их только на небольшой части бронеавтомобилей.
Далее, полагаю, что к 1910г, не позже, необходимо определиться со штатной организацией. Иначе не понятно, сколько заказывать новых машин. . Поскольку, весной 1910г Военный совет принимает решение сформировать при железнодорожных батальонах автомобильные роты, а приказом от 16(29) мая создавалась учебная автомобильная рота,
предлагаю одновременно создать автопулемётные роты при ХХХХХ. Таким образом, при потребности ХХХ бронеавтомобиля, в наличие имелось 23. Следующий заказ Леснеру составил 30 машин, из них 10 пушечных.
Но, поскольку Леснер был перегружен военно-морскими заказами, до конца 1911г он сумел выпустить только 19 машин. Стала очевидной необходимость резко увеличить производство бронетехники за счёт привлечения новых подрядчиков, а так же закупок за границей.